Михаил Васильевич ЛомоносовЛомоносов Михаил Васильевич, первый русский ученый–естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина–помора. Стремясь получить образование, в 1730 году пешком отправился в Москву, поступил в
Славяно–греко–латинскую академию. В 1735 в числе
наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург
в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения
образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете,
а затем в университете города Фрейбурга.
По возвращении из–за границы (1742) Ломоносов
был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал
первым русским, избранным на должность профессора (академика).
Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых
10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия,
физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых
различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду
с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий,
а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов
стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы
Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почетный член
Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических
и культурных начинаний. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии
наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение
Академии Наук и улучшение ее работы учебно–научного
учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757)
разработал план реорганизации управления Академией и проект ее устава.
По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова
в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нем
началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской
грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал „Штаты и регламенты"
для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова
способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете
были учреждены факультеты, назначены профессора, началось
систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора,
назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук.
Проведенные по его плану демократические преобразования увеличили втрое
число учащихся гимназий за счет расширения фондов казенного содержания
и постройки общежития. „Регламентами" определялись отношения гимназистов
к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана
приучать воспитанников „к правильному образу мышления", то главная
обязанность гимназистов — „к наукам простирать крайнее прилежание".
Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической
гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка.
До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись
либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов
написал „Краткое руководство к риторике" на русском языке. Изданная
в 1748 году „Риторика" Ломоносова была первой в России хрестоматией
мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной
словесности. На основе „Риторики", отражающей многие теоретические
вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии
были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова
принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка —
„Российская грамматике" (1755, опубликована 1757). Большую роль
в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное
и естественнонаучное творчество Ломоносова.
Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных
пособий. Переведенная им с латинского языка „Волфианская
экспериментальная физика"(1746) была первым учебником физики для высших
школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды
Ломоносова по химии „Элементы математической химии" (1741), „Введение
в истинную физическую химию" (1752), „Опыт физической химии, часть
первая, экспериментальная"(1752–53) и другие.
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками
Академии Наук. Он предложил проект создания в Петербурге отдельного
университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия
университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств
в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских
городах.
Однако главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра
I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением ее
деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных
ученых. „За то терплю, — писал Ломоносов перед смертью, — что стараюсь
защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали
свое достоинство."
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский академик — оказал
громадное влияние на развитие науки и культуры. России. Его гений
вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом,
языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком,
химиком, художником, педагогом. Считая науку одним из главных факторов
развития общества, он стремился использовать ее на благо экономического
и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского
государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам
подготовки молодой научной смены. Отличительными принципами его учения
о воспитании и образовании молодежи явились народность, демократизм,
гуманизм.
Педагогические идеи ученого нашли яркое отражение
в его „Проекте регламента московских гимназий" и „Проекте регламента
академической гимназии". В них были изложены прогрессивные мысли
об организации школьного дела в стране, о задачах, формах и методах
воспитания и образования, о роли личности учителя.
Успешность педагогической деятельности Ломоносов видел в единстве
воспитания и образования при обязательном учете наследственности
и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения.
Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике,
оригинальные учебные руководства по естественным и математическим
дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики
преподавания как науки.
Он подчеркивал, что должна существовать преемственность между общим,
средним и высшим образованием. Большое внимание Ломоносов уделил основам
педагогики высшей школы, высказав мысль о создании при Академии Наук
специальных учебно–научных центров, в которых можно было бы вести подготовку высококвалифицированных специалистов.
Он был сторонником создания новой школы, в которой сочеталось
бы общеобразовательная и практическая подготовка молодежи. Именно
Ломоносова считают автором „Проекта об учреждении гимназий и школ
в „больших" и „малых" городах" (1760).
Огромной заслугой ученого явилось основание Московского университета.
В нем функционировало три факультета: философский, юридический,
медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском
языке. Заслугой Ломоносова было то, что университет не являлся
привилегированным учебным заведением, весь первый состав студентов
состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден
от политического надзора, сборов, имел свой суд. Перед университетом
Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения
на „пользу и славу Отечества":
- развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
- популяризации научных знаний (через печаль, библиотеку, лекции, диспуты);
- решение передовых задач (подготовка образованного молодого поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно–воспитательным
делом в учебных заведениях). Ломоносов был убежден в том, что только
распространение наук и просвещения может способствовать процветанию
России.
Привлекая внимание общественности к педагогическим проблемам,
защищая интересы русского народа, Ломоносов объединил вокруг себя
прогрессивно настроенных ученых, своих учеников. Уже в те годы начали
формироваться отличительные черты русского общественно педагогического
движения: опора на народную педагогику, борьба против угнетения
личности, стремление к всенародному просвещению. Наиболее ярко
они проявились в педагогических воззрениях революционеров- демократов.
На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности
он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу
академической гимназии и университета, внедряя классно–урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию,
отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Он не
противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший
в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нем.
Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том,
что он смело боролся со старыми представлениями в передовой области,
разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию
молодежи. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назовут новым
периодом русской образованности.
Педагогическое наследие Ломоносова является малоизвестным в широкой
учительской и научной среде. Перестройка высшего и среднего образования
в стране сегодня предполагает глубокий анализ и использование
на практике прогрессивных педагогических идей в истории педагогики
в России.
Материал взят из интернета.